Школа — одна из самых сложных акустических ситуаций для слабослышащего ребёнка. На уроке нужно сосредоточиться на голосе учителя, на перемене пообщаться с друзьями — и всё это внутри интенсивного фонового шума.
Мы подготовили рекомендации для общения с детьми, у которых нарушен слух. Покажите этот список школьному учителю вашего ребёнка, его друзьям и родственникам.
- Объясните ребёнку, что понять сказанное будет проще, если смотреть на того, кто с тобой разговаривает.
- Научите ребёнка не перебивать. И дело здесь не только в вежливости: даже если он не расслышит начало фразы, то сможет понять общий смысл в конце.
- Покажите ребёнку, что переспросить, если не услышал, — это нормально.
- Если ребёнок не понимает того, что вы сказали — перестройте предложение. Не нужно громко повторять отдельные слова.
- Полезно обозначить тему разговора. Например: «Сейчас мы говорим о домашнем задании». При смене темы — снова обозначьте её.
- Ребёнок может больше уставать во время уроков. Поговорите с ним об этом, даже если кажется, что его это не беспокоит.
- Говорите не спеша и чётко проговаривайте слова, но не перестарайтесь. Слишком выраженные движения рта могут исказить речь и мимику. Желательно, чтобы от вас до ребёнка было не больше 2 метров.
- Поддерживайте освещённость помещения. Так ребёнку будет лучше видно жесты, мимику и движения губ.
- Снизьте уровень шума в помещении, насколько это возможно. Ребёнку важно находится лицом к источнику звука, и чтобы при этом фоновый шум находился позади него.
- Позаботьтесь о субтитрах в образовательных видео-материалах.